• Приглашаем посетить наш сайт
    Бальмонт (balmont.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1927"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G L M N P Q R S T U V X
    Поиск  
    1. Прокопов Тимофей: Жизни и смерти Михаила Арцыбашева
    Входимость: 8. Размер: 66кб.
    2. Прокопов Т. Ф.: Возвращение Михаила Арцыбашева
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    3. Луганов Андрей: Единое
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    4. Арцыбашев М. П. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    5. Биография (вариант 3)
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    6. Шулятиков В. М.: Неаристократическая аристократия
    Входимость: 2. Размер: 63кб.
    7. Грачева А. М.: Арцыбашев М. П.
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    8. Философов Д. В.: Речь, произнесенная 7 мая 1927 года на вечере памяти М. П. Арцыбашева
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    9. Николаев М. Н.: Особенности творчества М. П. Арцыбашева
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    10. Пильский Петр: М. Арцыбашев
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    11. Агафонов Е.: Воспоминания о М. П. Арцыбашеве
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    12. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    13. Гиппиус З. Н.: "По Арцыбашеву"
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    14. Амфитеатров А. В.: М. П. Арцыбашев
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    15. Красовский В. Е.: Арцыбашев М. П. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    16. Здзеховский Мариан: Арцыбашев и русский вопрос в Польше
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    17. Биография
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    18. Назаренко Я. А.: Арцыбашев М. ("Литературная энциклопедия", Москва, 1929-1939)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    19. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    20. Куприн А. И.: Венок на могилу М. П. Арцыбашева
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    21. Белевская Марина: К смерти М. П. Арцыбашева
    Входимость: 1. Размер: 3кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Прокопов Тимофей: Жизни и смерти Михаила Арцыбашева
    Входимость: 8. Размер: 66кб.
    Часть текста: нездоровое - то ли от безысходности, овладевшей умом и сердцем писателя, - может быть, и в самом деле так тревожно не задалась его жизнь? - то ли была здесь какая-то интимная тайна его судьбы, которая и в радостях неумолимо возвращала его к последней черте, к скорби ухода. А близко знавшие Михаила Петровича немногословно, как бы только намекая, отмечали, что обе названные причины одинаково несомненны, обе фатально водили его пером. Однажды и сам Арцыбашев решился на откровенное признание: "Мне только тридцать лет, а когда я оглядываюсь назад, мне кажется, будто шел я по какому-то огромному кладбищу и ничего не видел, кроме могил и крестов. Рано или поздно где-нибудь вырастает новая могила, и каким бы памятником ее ни украсили, простым крестом или гранитной громадой, все равно - это будет все, что от меня останется. В конце концов, это и не важно: и бессмертие вещь скучная, и жизнь мало любопытна. Скверно то, что смерть страшна, и, пожалуй, так и не решишься собственноручно отправить себя к черту; будешь жить долго, долго идти по этому кладбищу, которое называют жизнью, и мимо, бесконечно вырастая, все будут мелькать новые кресты. Все дорогое, все милое останется позади, все приросшее к сердцу отпадет, как листья осенью, и добредешь до конца один как перст" {Арцыбашев М. Собр. соч. 3-е изд. Записки писателя. М.: Московское...
    2. Прокопов Т. Ф.: Возвращение Михаила Арцыбашева
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    Часть текста: по тем жестоким временам решение - срочно издать однотомник его избранных произведений. Сборник "Смерть Ланде" стал последней книгой Арцыбашева, вышедшей на родине. Для русского литературного зарубежья преждевременная смерть Арцыбашева была воспринята как одна из самых горестных утрат, на которую отозвались и друзья, и недруги. Отозвались высокими и искренними словами Дмитрий Философов и Александр Амфитеатров, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Максим Горький и Петр Пильский, десятки других писателей, читателей, почитателей. В Варшаве был спешно выпущен сборник статей памяти М. П. Арцыбашева "Неугасимая лампада". Парижский литераторский кружок у Мережковских "Зеленая лампа" прервал свое заседание, получив известие о кончине Арцыбашева. "... Я прошу, - взволнованно сказала З. Н. Гиппиус, - ради тех, которые здесь, может быть, понимают, что такое Человек, Любовь, Смерть, - я прошу нескольких секунд полного молчания. Тридцать секунд, по часам, - не больше..." Зинаида Николаевна никогда не была почитателем книг Арцыбашева, но она была в числе тех, кто отдавал должное его несомненному художническому дару и - высоким его человеческим качествам. Потому-то так искренне, правдиво и горячо прозвучали ее печальные слова, сказанные об Арцыбашеве на этом заседании "Зеленой лампы": "Человек. Любил родину просто: как любят мать. Ненавидел ее истязателей. Боролся с ними лицом к лицу, ни пяди не отступая, не отходя от материнской постели. Шесть лет. Потом был физически выкинут вон. Остался у дверей. И продолжал то же... Он совершенно просто отдал своей любви все, что имел. Ведь не в том дело, чтобы дать много или мало, - да и кто судьи? - а в том, чтобы отдать все. Все, что имеешь, все, что у тебя есть,...
    3. Луганов Андрей: Единое
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: трогало сердца. Для нас, не знавших политических статей Арцыбашева, умер писатель, давно умолкший художник. Грустно, тяжело сознание наших новых и новых утрат, и искренна наша печаль об умерших на чужбине. Так чувствовалось после смерти Арцыбашева. Сборник "Черемуха", доступный и тем, кто не мог своевременно прочесть статьи, появлявшияся на страницах газеты, сделал большое и полезное дело. Как жаль, что нельзя его распространить в безконечном количестве изданий, нельзя "дать" его в руки всем, способным читать и воспринимать мощное и правдивое слово. Автор "Смерти Ланде", "У последней черты", "Диких", писатель талантливый и своеобразный, он не был для нашего поколения ни учителем, ни руководителем, ни пророком. И вот теперь открылся новый Арцыбашев, новый писатель, новый человек властно тронул душу. Странное, тревожное, мучительное и счастливое, несмотря ни на что, чувство будят во мне статьи Арцыбашева. А читаются оне в самых неблагоприятных условиях: оне "устарели" - первая статья в сборнике написана в июле 1925 г., оне связаны с "бывшими" злободневными вопросами: возвращенския устремления Пешехонова, распря "руководящих верхушек" по поводу Зарубежнаго с'езда, возникновение "Борьбы за Россию" и связанныя с этим политическия "бури" - все среди тех же верхушек, и т. д., и т. п. Кроме того, статьи собраны вместе, оне не подогреты газетным оживлением, оне читаются подряд, что само по себе могло бы ослабить впечатление. Могло бы... если бы оне с первой и последней строки не говорили о самом важном, самом необходимом, единственно важном, чтобы жить, чтобы пережить не десять, а пятнадцать лет изгнания, и не утратить ни веры, ни любви. С первых...
    4. Арцыбашев М. П. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Арцыбашев М. П. (Энциклопедия Кругосвет) АРЦЫБАШЕВ, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1878–1927), русский писатель. Родился 24 октября (5 ноября) 1878 на Украине. Его первый рассказ Паша Туманов был опубликован в 1901. Как и во многих других произведениях реалистической школы, российская жизнь изображается в его сочинениях с нарочитой откровенностью. После поражения революции 1905 года в творчестве Арцыбашева возобладал крайне пессимистический настрой. В 1907 он опубликовал свой первый законченный роман Санин , стяжавший ему всероссийскую писательскую славу. Не лишенный своеобразной глубины и живописной яркости, роман, однако, сводится к неприкрытому смакованию зрелища общественного упадка, болезненно гипертрофированным картинам преступлений и сексуальной распущенности. Среди других произведений Арцыбашева заслуживают отдельного упоминания повесть Рабочий Шевырев , роман У последней черты и пьесы Ревность и Война. Арцыбашев был выдворен из России в 1923. Его романы зачастую конфисковывались как безнравственные. Умер Арцыбашев в Варшаве 3 марта 1927. Литература Арцыбашев М. Собрание сочинений , тт. 1–10. СПб, 1912–1916 Воровский В. Базаров и Санин: Два нигилизма . – В кн.: Воровский В. Литературно-критические статьи. М., 1956 Чуковский К. У последней черты . – В кн.: Чуковский К. Собрание сочинений, тт. 1–6. М., 1969 Арцыбашев М. Санин . М., 1988 Арцыбашев М. Комья грязи на лике святого . – Наш современник, 1989, № 5
    5. Биография (вариант 3)
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    Часть текста: Петрович (1878–1927) - русский писатель, драматург, публицист. Родился 24 октября (5 ноября) 1878 на Украине. Мать происхождения польского. Отец служил в гвардии, а позднее был исправником в Ахтырке, с которой связаны все молодые "впечатления бытия" Арцыбашева. Почти во всех его произведениях фигурирует один и тот же утонувший в зелени садов южнорусский городок на живописной реке, с красивым монастырем за этой рекой, с уютным бульваром, по которому ходит жизнерадостная молодежь. И свежесть молодых впечатлений так велика, что совершенно исчезает отпечаток серой обыденщины, с которой связывается обыкновенно представление об уездном городишке. Мастер пейзажа, Арцыбашев всего чаще описывает солнечные поля и красивые леса, окружающие Ахтырку. Гимназическое учение Арцыбашев не пошло дальше V класса. Некоторое время учился он в харьковской школе живописи. Попытка попасть в Академию Художеств не удалась из-за отсутствия аттестата, но дилетантски Арцыбашев продолжал и продолжает заниматься живописью. Писать начал очень рано, 16 лет, в провинциальных газетах; в 1901 году поместил в "Мире Божьем" очерк "Паша Туманов", в 1902 году в "Русском Богатстве" - большой рассказ из народной жизни: "Куприян". Его первый рассказ Паша Туманов был опубликован в 1901. Как и во многих других произведениях реалистической школы, российская жизнь изображается в его сочинениях с нарочитой откровенностью. После поражения революции 1905 года в творчестве Арцыбашева возобладал крайне пессимистический настрой. В 1907 он опубликовал свой первый законченный роман Санин, стяжавший ему всероссийскую писательскую славу. Не лишенный своеобразной глубины и живописной яркости, роман, однако, сводится к неприкрытому смакованию зрелища общественного упадка, болезненно гипертрофированным картинам преступлений и сексуальной распущенности. Среди других произведений Арцыбашева заслуживают отдельного упоминания повесть Рабочий...
    6. Шулятиков В. М.: Неаристократическая аристократия
    Входимость: 2. Размер: 63кб.
    Часть текста: "аристократического" искусства. Непримиримой противницей "феодализма" заявляет себя буржуазия и в борьбе с переживаниями последнего видит исключительно свою "освободительную" миссию. В то же время устами своих идеологов, в роде гг. Струве 65 и Бердяевы 66 , она слагает славословия "аристократической" цивилизации и аристократии, как носительнице "культурных идеалов", предавая анафеме "убожество" буржуазно-демократической психики и буржуазно-демократического творчества в области идеологии. Получается радикальное противоречие, которое, по-видимому, можно объяснить себе только в том случае, если идеологию признать совершенно независимой от "подпочвы". Раз, на самом деле, подобная точка зрения верна, раз идеологическое творчество представляет собою самодовлеющую ценность, то становится вполне понятным, каким образом, нисколько не изменяя самому себе, своим враждебным чувствам к "феодализму", буржуазное общество может делать "культурные" заимствования у своего противника... Итак, идеологии возвращается ореол, который окружал ее до того момента, как экономический материализм предпринял свою разрушительную критическую работу. Господа, сторонники традиционной оценки искусства, не правда ли: на вашей улице праздник? Да еще какой! Вага неприятель отнимал у вас одну позицию за другой, вам приходилось последовательно расписываться в собственном банкротстве... и вдруг все труды неприятеля обращаются в ничто. Но мы все-таки подадим вам благой совет: не...
    7. Грачева А. М.: Арцыбашев М. П.
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: получая средства к существованию за счет рисования карикатур в бульварных газ., написания обзоров худож. выставок и выигрышей на бильярде. В 20 лет женился по страстной любви, но из-за несходства характеров через 3 года развелся. Началом своей литературной карьеры Арцыбашев считал публикацию рассказа «Паша Туманов» (1901), сюжетом которого было убийство директора исключенным гимназистом. Рассказ был создан под воздействием идей позднего Л. Толстого. В нем заявлена одна из главных антиномий художественного мышления Арцыбашева: «естественное» — истинное, кем-то установленное — ложное. Влияние Толстого присутствует в рассказах «Кровь» (1903), «Подпрапорщик Гололобов» (1902) и др. Конец раннего этапа творчества Арцыбашев — повесть «Смерть Ланде» (1904). Типологически образ студента Ивана Ланде восходит к образу князя Мышкина. В этом персонаже Арцыбашев воплотил все лучшее, что он ценил в христианстве. Гибель героя-праведника знаменовала отход Арцыбашева от толстовской нравственной доктрины и осознание им исчерпанности исторической роли христианства. Революция 1905 изменила тематику и настрой произведений Арцыбашева. Он художественно исследовал неизбежность вовлечения масс в мировые катаклизмы, когда человек становился и творцом, и жертвой истории (рассказы «На белом снегу», «Кровавое пятно», «Мужик и барин», «В деревне» и...
    8. Философов Д. В.: Речь, произнесенная 7 мая 1927 года на вечере памяти М. П. Арцыбашева
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    Часть текста: по-разному подходили к теме Арцыбашев и политики. Спорят монархисты с республиканцами, мелкие буржуи с социалистами. Один просит слова "к порядку дня", другой предлагает поправку к проекту резолюции, а Арцыбашев страдает. Все это ему кажется нелепым и уродливым. Он тоскует по главному, - по единому на потребу, и ему кажется, что политики об этом, самом главном, забывают, превращают политику в самоцель. - Повседневная политика всегда нехудожественна, и только на вершинах своих, и то бессознательно, достигает своеобразной красоты. Там, где проявляет себя гений. Великий художник Стендаль понимал красоту политики Наполеона, великий художник Пушкин понимал, как никто, политику Петра Великого. При крепком политическом и бытовом укладе художник обыкновенно отходит от реальной политики. Пребывает или в одиночестве, или в оппозиции. В художнике всегда есть тяготение к индивидуализму, к некоторому духовному аристократизму, к некоторому анархизму. Политику он предоставляет профессионалам. Его гражданственность, его связь с коллективом остро проявляется лишь в годины бедствий и катастроф. ...
    9. Николаев М. Н.: Особенности творчества М. П. Арцыбашева
    Входимость: 1. Размер: 64кб.
    Часть текста: 1907). После 1917 года эмигрировал" Эмиграция - это то, что, по мнению тех, кто десятки лет стоял во главе советского литературоведения, фактически выводит автора из разряда русских писателей и, следовательно, такие писатели, как нерусские, а, вернее, несоветские, никакого значения в русской литературе иметь не могут. К таким авторам был отнесен и Михаил Петрович Арцыбашев. Но, ведь было время, когда Арцыбашев считался едва ли не самым популярным писателем России. За время, прошедшее с выхода первых его публикаций, в самом начале двадцатого века, и до 1917 года его творчеству было посвящено 146 книг и крупных газетножурнальных статей, не говоря уже о бесчисленном множестве информационно-обзорных упоминаний. Эти критические ристалища сопровождали Арцыбашева всю жизнь, на какоето время затихая, они вспыхивали опять и опять, как только в печать появлялся его новый рассказ, повесть или роман. Нельзя сказать, чтобы все отзывы о нем были положительными, напротив, многие критики упрекали его за уничтожение общественной морали, пропаганду сексуальной распущенности, воспевание смерти, социальный пессимизм, (этот список, составленный множеством критиков и литераторов, среди которых был, кстати, и Максим Горький, можно продолжать еще долго), порнографизм, индивидуализм, ...
    10. Пильский Петр: М. Арцыбашев
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: относился к нему не только как к большой беллетристической работе, но придавал исключительное значение. Этот роман он считал философским. Ему казалось, что Санин является одновременно и его личным исповеданием, но также раскрытием дум и чувств всего современного ему молодого поколения. В ту пору Арцыбашев искренно мнил себя революционером духа, смелым свергателем старой морали, называл себя анархистом-индивидуалистом, И над Арцыбашевым в ту пору были сильны соблазны Ницше. Этот гордый вызов обществу, буржуазии, партиям, вообще всяким ограничениям личности должен был выразить "Санин". Об этом и шел наш разговор в тот дождливый вечер под извозчичьим верхом. - Ты последнее время стал писать критические статьи на отвлеченные темы, - укорял меня Арцыбашев. - А лучше, если бы ты сейчас взял да написал о "Санине". В тот год я был довольно частым гостем в журнале "Современный мир" ("Мир Божий"). Однажды меня попросила, кажется, сама Мария Карловна Куприна-Давыдова, а может быть, и покойный Ангел Иванович Богданович, редактор журнала, поговорить с Арцыбашевым о его романе. О каком - я не знал. Оказалось, речь шла именно о "Санине". Когда-то, кажется, в конце 1904 г. или...