• Приглашаем посетить наш сайт
    Чернышевский (chernyshevskiy.lit-info.ru)
  • Биография (вариант 1)

    Михаил Петрович Арцыбашев – русский прозаик, драматург, публицист, сценарист.

    Родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в мелкопоместной дворянской семье в Харьковской губернии, на хуторе Доброславовка Ахтырского уезда. Мать имела польские корни. Отец служил в гвардии, а позднее работал уездным начальником полиции.

    Писатель очень любил тихую и малолюдную Ахтырку и ежегодно приезжал сюда на лето, несмотря на то, что именно в этом городе с ним, тогда ещё шестнадцатилетним юношей, произошло трагическое событие: он пытался застрелиться. Произошло это на почве тяжелой семейной драмы. Положение молодого человека было тяжёлым, почти безнадёжным: в рану попали частицы одежды, и врач опасался заражения крови. Будущий писатель выжил, но это был уже не прежний мечтательный юноша, а повзрослевший, замкнувшийся в себе человек. Результатами попытки самоубийства стали три месяца болезни, подорванное на всю оставшуюся жизнь здоровье и решение никогда и ни за что в себя не стрелять.

    «наружности оригинальной: длинные чёрные волосы, чёрная борода, мертвенно-зелёный цвет лица, худой и сутулый, в чёрной русской косоворотке — ходячий мертвец». Однако пробыл он там только зиму. Сам М. П. Арцыбашев так объяснил причину: «... Очень долго мечтал быть художником, и довольно неожиданно стал писателем. Произошло это потому, что за напечатанный рассказ одна газета в Харькове уплатила мне 8 руб., на которые я купил красок. Потом мне захотелось ещё денег, и я ещё писал, а так как учиться живописи мне показалось скучно, то я и перешёл на литературу. Потом уже полюбил её и возжелал славы именно литератора и непременно мировой. Желаю и теперь. Жил я, пока можно было, на отцовские деньги, а потом уже на что попало: рисовал карикатуры, писал статейки в газетах...»

    Первый свой рассказ Арцыбашев опубликовал в шестнадцать лет в харьковской газете «Южный край» 27 января 1895 года. Это был рассказ о самоубийце, где автор в мельчайших подробностях описал ощущения стрелявшегося.

    «Петербургской газете» и «Петербургском листке» обзоры выставок и карикатуры, выступал с юмористическими рассказами в журнале «Шут». В том же году он женился. Через год у пары родился сын Борис, впоследствии ставший известным американским иллюстратором. Однако прожил писатель с женой в браке недолго — три года, после чего разошлись из-за несходства характеров.

    Первый «серьёзный» рассказ – «Паша Туманов» — был написан в 1901 году и отвезён в один из популярных и авторитетных столичных журналов «Русское богатство». К радости начинающего автора, рассказ был одобрен самим редактором Н. К. Михайловским, но – «не одобрен» цензурой, и свет он увидел только через два года в другом журнале — «Образование». К этому времени Арцыбашев опубликовал немало других рассказов, которые вскоре составили его первый двухтомник. С этих небольших двух книжек и началась писательская известность Арцыбашева: они были сразу замечены и отмечены В. Брюсовым, Ю. Балтрушайтисом, А. Горнфельдом, А. Богдановичем. Появление в литературе нового интересного имени дружелюбно и восторженно приветствовали журналы «Русское богатство», «Вестник Европы», «Весы», «Мир Божий», газета «Русь». Как значительное литературное событие были восприняты его рассказы «Куприян» (1902), «Подпрапорщик Гололобов» (1902), «Смех» (1902), повесть «Смерть Ланде» (1904).

    Однако мало кто знал, что в писательском портфеле Арцыбашева с 1902 года дожидалась своего выхода к читателям готовая рукопись его главной книги, которая вскоре переполошит всю читающую Россию и станет известной во всем мире, — роман «Санин», который выразил то, что назрело в русском человеке начала века: протест против всяческих уз, против моральных, политических и иных рамок, сковывавших его свободу.

    Когда Арцыбашев принёс своего «Санина» в журнал «Мир Божий», первым, кто его здесь прочитал, был А. И. Куприн. Роман показался ему интересным, но он вполне отдавал себе отчет, что редакция журнала вряд ли согласится его напечатать. Так и оказалось. Роман назвали порнографическим, упадническим и «не соответствующим данному политическому моменту». И рукопись легла в стол ещё на пять лет. Роман был напечатан в сентябрьской книжке журнала «Современный мир» за 1907 год и вызвал бурную реакцию как критиков, так и других писателей. М. Горький назвал роман «антиреволюционным» и тем предопределил на десятилетия соответствующее отношение и к его автору. Не помогло и то, что уже после 1917 года Горький первым предпринял попытку переиздать «Санина», считая, что Арцыбашев «по достоинству ещё не оценён, а пора сделать это на пользу и поучение современным литераторам». Но попытка не увенчалась успехом. Роман начали публиковать лишь в 90-х годах XX века.

    «Санина», журнал «Мир Божий» в декабрьском номере напечатал его рассказ «Подпрапорщик Гололобов». Тогда ещё никто и не предполагал, что Арцыбашевым предугадана и поднята проблема, которая со всей своей умножающейся трагичностью станет вскоре одной из самых актуальных. Размышления о людях, утративших веру в жизнь, разочаровавшихся, ожесточившихся, отчаявшихся самоубийцах попали в начале века в центр всеобщего внимания, лично пережитое писателем неожиданно оказалось в самом водовороте стремительно растущего общественного бедствия: по всей стране участились случаи самоубийств в среде интеллигенции. Едва ли не все российские журналы и газеты в той или иной форме включились в дискуссию на эту трагическую тему. Не остался в стороне и Арцыбашев — он печатает и рассказы, и писательские статьи-размышления и, наконец, пишет свое самое крупное произведение – роман «У последней черты», историю о «клубе самоубийц». Печатался он частями в 1910-1912 годах в трёх сборниках «Земля». В этом романе как раз и отразились отчаяние, надломленность, разочарованность людей в идеалах борьбы, их жажда умиротворенности, душевного просияния и тишины после только что кроваво прошумевшего урагана революции.

    Третий, и последний, роман Арцыбашева «Женщина, стоящая посреди», написанный в год начала Первой мировой войны и напечатанный в 1915 году в сборнике «Земля», снова стал объектом нападок критиков. Роман, где старый библейский сюжет о падении женщины, об эгоистичном торжестве «яркого мужского начала» стал как бы вызовом, брошенным обществу, выясняющему межчеловеческие отношения пушками и винтовками.

    К «женской» теме Арцыбашев обращался постоянно, ей посвящены десятки рассказов, в том числе те, которые единодушно были признаны не только лучшими в его творческом наследии, но и значительными достижениями в литературе Серебряного века: «Роман маленькой женщины», «Счастье», «О ревности», «Мститель», «Рассказ об одной пощёчине».

    Подорванное в молодости здоровье, туберкулёз и глухота невольно заставляли писателя задумываться о близкой смерти, волновали, тревожили и омрачали его ум.

    После того, как в 1917 году вышли трёхтомные «Записки писателя», где были собраны публиковавшиеся в течение всей его жизни газетно-журнальные очерки и статьи, перед читателями предстал другой Арцыбашев — не самодовольный искатель удовольствий, не «сверхчеловек», а самобытно мыслящий, неравнодушно взирающий на человеческие жизни и смерти писатель.

    «о времени и о себе», его натура беспокойного человека в ещё большей мере раскрылись в последние годы его жизни в эмиграции, когда в условиях добровольно-принудительного изгнания он завоевал славу первого публициста русского зарубежья.

    Февральскую, а затем и Октябрьскую революции 1917 года Арцыбашев воспринял как мировые катастрофы. Он не принял революционных идей и в августе 1923 года эмигрировал в Польшу. В эмиграции он стал одним из руководителей и постоянным автором газеты «За Свободу!», в которой, в частности, печатал обозрения преимущественно общественно-политического содержания под общим заглавием «Записки писателя».

    Михаил Петрович Арцыбашев умер 3 марта 1927 года в Варшаве. Это событие в России журнал «Огонёк» отметил публикацией портрета писателя, а под ним поместил строки: «»