• Приглашаем посетить наш сайт
    Литература (lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1917"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G L M N P Q R S T U V X
    Поиск  
    1. Прокопов Т. Ф.: Возвращение Михаила Арцыбашева
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    2. Грачева А. М.: Арцыбашев М. П.
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    3. Прокопов Тимофей: Жизни и смерти Михаила Арцыбашева
    Входимость: 3. Размер: 66кб.
    4. Николаев М. Н.: Особенности творчества М. П. Арцыбашева
    Входимость: 3. Размер: 64кб.
    5. Биография (вариант 1)
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    6. Шевченко Евгений: М. П. Арцыбашев. Биографические сведения
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    7. Красовский В. Е.: Арцыбашев М. П. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    8. Назаренко Я. А.: Арцыбашев М. ("Литературная энциклопедия", Москва, 1929-1939)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    9. Куприн А. И.: Венок на могилу М. П. Арцыбашева
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    10. Ужас
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    11. Наш третий клад
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    12. Голдин Владимир: О творчестве Михаила Арцыбашева
    Входимость: 1. Размер: 38кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Прокопов Т. Ф.: Возвращение Михаила Арцыбашева
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    Часть текста: Петрович Арцыбашев (это случилось в солнечный весенний день 3 марта 1927 года), скорбное это событие на родине, в горячо им любимой России, журнал "Огонек" отметил публикацией портрета, а под ним поместил строки, которые нам стыдно сегодня читать, настолько кощунственны они и безнравственны: "За границей умер М. П. Арцыбашев. Вряд ли кто-нибудь из русской читающей публики горевал о смерти этого столь знаменитого в свое время русского беллетриста..." В том-то и дело, что горевали и заботились о том, как достойно почтить память ушедшего, самозабвенно поработавшего во славу русской литературы. Лучшая память о писателе - его книги. Потому-то в издательстве "Земля и Фабрика" приняли простое и прекрасное, а вместе с тем и рискованное по тем жестоким временам решение - срочно издать однотомник его избранных произведений. Сборник "Смерть Ланде" стал последней книгой Арцыбашева, вышедшей на родине. Для русского литературного зарубежья преждевременная смерть Арцыбашева была воспринята как одна из самых горестных утрат, на которую отозвались и друзья, и недруги. Отозвались высокими и искренними словами Дмитрий Философов и Александр Амфитеатров, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Максим Горький и Петр Пильский, десятки других писателей, читателей, почитателей. В Варшаве был спешно выпущен сборник статей памяти М. П. Арцыбашева "Неугасимая лампада". Парижский литераторский кружок у Мережковских "Зеленая лампа" прервал свое заседание, получив известие о кончине Арцыбашева. "... Я прошу, - взволнованно сказала З. Н. Гиппиус, - ради тех, которые здесь, может быть, понимают, что такое Человек, Любовь,...
    2. Грачева А. М.: Арцыбашев М. П.
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    Часть текста: г. Изюм (по др. данным — хутор Доброславовка Ахтырского у. Харьковской губ.) — 3.3.1927, Варшава] — прозаик, драматург, публицист. Арцыбашев родился в оскудевшей дворянской семье, рано лишился матери. В детстве после болезни оглох на одно ухо, в дальнейшем заболел туберкулезом. Бросил учиться после 5-го класса гимназии. В 16 лет пытался покончить жизнь самоубийством. В 1895-1897 работал письмоводителем у земского агента. В 1897-1898 учился в Харькове в Школе рисования и живописи. В 1898 приехал в Петербург поступать в Академию художеств, но не смог поступить из-за отсутствия гимназического аттестата. Остался в Петербурге, бедствовал, получая средства к существованию за счет рисования карикатур в бульварных газ., написания обзоров худож. выставок и выигрышей на бильярде. В 20 лет женился по страстной любви, но из-за несходства характеров через 3 года развелся. Началом своей литературной карьеры Арцыбашев считал публикацию рассказа «Паша Туманов» (1901), сюжетом которого было убийство директора исключенным гимназистом. Рассказ был создан под воздействием идей позднего Л. Толстого. В нем заявлена одна из главных антиномий художественного мышления Арцыбашева: «естественное» — истинное, кем-то установленное — ложное. Влияние Толстого присутствует в рассказах «Кровь» (1903), «Подпрапорщик Гололобов» (1902) и др. Конец раннего этапа творчества Арцыбашев — повесть «Смерть Ланде» (1904). Типологически образ студента Ивана Ланде восходит к образу князя Мышкина. В этом персонаже Арцыбашев воплотил все лучшее, что он ценил в христианстве. Гибель героя-праведника знаменовала отход Арцыбашева от толстовской нравственной доктрины и осознание им исчерпанности исторической роли христианства. Революция 1905 изменила тематику и настрой произведений Арцыбашева. Он художественно исследовал неизбежность...
    3. Прокопов Тимофей: Жизни и смерти Михаила Арцыбашева
    Входимость: 3. Размер: 66кб.
    Часть текста: бы только намекая, отмечали, что обе названные причины одинаково несомненны, обе фатально водили его пером. Однажды и сам Арцыбашев решился на откровенное признание: "Мне только тридцать лет, а когда я оглядываюсь назад, мне кажется, будто шел я по какому-то огромному кладбищу и ничего не видел, кроме могил и крестов. Рано или поздно где-нибудь вырастает новая могила, и каким бы памятником ее ни украсили, простым крестом или гранитной громадой, все равно - это будет все, что от меня останется. В конце концов, это и не важно: и бессмертие вещь скучная, и жизнь мало любопытна. Скверно то, что смерть страшна, и, пожалуй, так и не решишься собственноручно отправить себя к черту; будешь жить долго, долго идти по этому кладбищу, которое называют жизнью, и мимо, бесконечно вырастая, все будут мелькать новые кресты. Все дорогое, все милое останется позади, все приросшее к сердцу отпадет, как листья осенью, и добредешь до конца один как перст" {Арцыбашев М. Собр. соч. 3-е изд. Записки писателя. М.: Московское книгоиздательство, 1917. Т. 3. С. 230.}. Написал эти невеселые слова ставший уже знаменитым Михаил Петрович Арцыбашев в 1909 году, только что проводив в последний путь Василия Васильевича Башкина - своего товарища, сподвижника по служению литературе. В очерке "Смерть Башкина", пожалуй, впервые мы узнаем дотоле тщательно скрываемое, страдальческое - чахотка свела в могилу писателя Башкина, с чахоткой же всю свою недолгую жизнь вел мученическую, мужественную борьбу и Арцыбашев. Видение смерти, однажды в юности поразив, непоправимо ранив его пылкое художническое воображение, отныне сопровождало его во все дни и годы, незримо присутствовало во всех его свершениях и поступках. И конечно же, в первый черед оно мрачной, ...
    4. Николаев М. Н.: Особенности творчества М. П. Арцыбашева
    Входимость: 3. Размер: 64кб.
    Часть текста: 1917 года эмигрировал" Эмиграция - это то, что, по мнению тех, кто десятки лет стоял во главе советского литературоведения, фактически выводит автора из разряда русских писателей и, следовательно, такие писатели, как нерусские, а, вернее, несоветские, никакого значения в русской литературе иметь не могут. К таким авторам был отнесен и Михаил Петрович Арцыбашев. Но, ведь было время, когда Арцыбашев считался едва ли не самым популярным писателем России. За время, прошедшее с выхода первых его публикаций, в самом начале двадцатого века, и до 1917 года его творчеству было посвящено 146 книг и крупных газетножурнальных статей, не говоря уже о бесчисленном множестве информационно-обзорных упоминаний. Эти критические ристалища сопровождали Арцыбашева всю жизнь, на какоето время затихая, они вспыхивали опять и опять, как только в печать появлялся его новый рассказ, повесть или роман. Нельзя сказать, чтобы все отзывы о нем были положительными, напротив, многие критики упрекали его за уничтожение общественной морали, пропаганду сексуальной распущенности, воспевание смерти, социальный пессимизм, (этот список, составленный множеством критиков и литераторов, среди которых был, кстати, и Максим Горький, можно продолжать еще долго), порнографизм, индивидуализм, беспристрастный натурализм, но были и другие, те, кто проникал глубже, в самую суть произведения, и видел, что за небывалой мрачностью самого сюжета кроется самая искренняя и сильная любовь к жизни. Вот почему большая часть критиков в оценке его творчества разделилась на два лагеря: одни восхищенно считали его писателем-солнцепоклонником, певцом любви и торжества жизни; другие же зачислили ею в разряд смертяшкиных и гробокопателей, безнравственных проповедников гибели, разрушителей людской морали. Скандальная слава сопутствовала Арцыбашеву на протяжении долгого времени, и, вдруг исчезла Причиной тому послужила Великая Октябрьская Социалистическая Революция,...
    5. Биография (вариант 1)
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    Часть текста: на всю оставшуюся жизнь здоровье и решение никогда и ни за что в себя не стрелять. Осенью того же года Арцыбашев, с детства серьёзно увлекавшийся живописью, уехал учиться в Харьковскую школу рисования. Современник будущего писателя вспоминал, что новый ученик был « наружности оригинальной: длинные чёрные волосы, чёрная борода, мертвенно-зелёный цвет лица, худой и сутулый, в чёрной русской косоворотке — ходячий мертвец ». Однако пробыл он там только зиму. Сам М. П. Арцыбашев так объяснил причину: «... Очень долго мечтал быть художником, и довольно неожиданно стал писателем. Произошло это потому, что за напечатанный рассказ одна газета в Харькове уплатила мне 8 руб., на которые я купил красок. Потом мне захотелось ещё денег, и я ещё писал, а так как учиться живописи мне показалось скучно, то я и перешёл на литературу. Потом уже полюбил её и возжелал славы именно литератора и непременно мировой. Желаю и теперь. Жил я, пока можно было, на отцовские деньги, а потом уже на что попало: рисовал карикатуры, писал статейки в газетах...» Первый свой рассказ Арцыбашев опубликовал в шестнадцать лет в харьковской газете «Южный край» 27 января 1895 года. Это был рассказ о самоубийце, где автор в мельчайших подробностях описал ощущения стрелявшегося. В 1898 году автор переехал в Петербург, размещал в «Петербургской...
    6. Шевченко Евгений: М. П. Арцыбашев. Биографические сведения
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: М. П. Арцыбашева и он бросил ее перед самыми выпускными экзаменами, уехав в Петербург, чтобы там поступить в Академию Художеств. В Петербурге, однако, М. П. Арцыбашев, всилу как раз в это время измененнаго устава, в Академию не попал и остался совершенно без средств, существуя рисованием каррикатур в различных петербургских юмористических журналах. В это время в нем снова возникло стремление к литературе. В 1900 г. редакцией "Русскаго Богатства" был принят к напечатанию в журнале разсказ М. П. Арцыбашева "Паша Туманов", который, как известно, был из'ят из книги журнала по требованию цензуры. В 1902 г. М. П. Арцыбашев, на основе ранее написаннаго романа "Юрий Сварожич" написал "Санина". Роман был принят "Миром Божиим". Куприн и Богданович признали его высокохудожественную ценность, но не нашли возможным его печатать по цензурным условиям. "Санин" пролежал до 1907 года. За это время М. П. Арцыбашевым был помещен - в 1901 г. в "Мире Божием" разсказ "Подпрапорщик Гололобов", "Смех" и др. В 1904 г. в Миролюбовском "Журнале для Всех" был напечатан разсказ "Смерть Ланде", давший М. П. Арцыбашеву уже известность в литературных кругах. После появления этого разсказа, З. Гиппиус и Мережковский предложили М. П. Арцыбашеву участвовать в "Новом Пути", где вскоре был помещен разсказ "Жена". В это время, т. е. с 1903 года, М. П. Арцыбашев состоял редактором художественнаго отдела "Журнала для Всех", где поместил ряд...
    7. Красовский В. Е.: Арцыбашев М. П. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    Часть текста: Затем работал письмоводителем у земского агента, сотрудничал в провинциальных газетах. Литературный дебют А. - рассказ "Паша Туманов", опубликованный в журнале "Русское богатство" (1901),-- был встречен сочувственно. С 1902 г. А. - профессиональный литератор. Он живет в Петербурге, а весной и летом в родной Ахтырке или Ялте. Печатался в журналах "Мир божий", "Журнал для всех", "Новый путь", "Образование", "Современный мир". С 1909 г. А. публиковал основные свои произведения в сборниках "Земля". Поддерживал дружеские или близкие отношения с А. И. Куприным, В. В. Муйжелем, Д. Я. Айзманом, Б. А. Лазаревским, А. Р. Крандиевской и др. писателями. Крайне враждебно относился к М. Горькому и Л. Н. Андрееву. А. пытался стать организатором литературной жизни, был инициатором ряда издательских предприятий, в частности сборника "Жизнь" (1908), который, по мысли А., должен был идейно и художественно противостоять горьковскому "Знанию". Характерные черты личности А. - амбициозность, фрондерство, претензии на роль "вероучителя" молодых писателей. Своей целью считал борьбу с "литературными генералами", стремился создать школу "независимых" литераторов: в 1905--1906 гг. А. был вдохновителем быстро...
    8. Назаренко Я. А.: Арцыбашев М. ("Литературная энциклопедия", Москва, 1929-1939)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: цвет либерализма и даже некоторого протеста против общественных условий, строго регламентированных полицией. В рассказе "Паша Туманов" дается картина мучений юноши, затравленного школой. Близки к этому герою-протестанту - бунтари: Саша ("Бунт"), Куприян ("Конокрад"), Доктор ("Смех"). Все они не могут преодолеть гнусно-лживую, под личиной лицемерного порядка и обывательского благополучия, животно-грубую жизнь. В рассказе "Ужас" Арцыбашев наряду с бунтом индивидуалиста против зла и добра, ужасов и кошмаров жизни, дает и бунт рабочих против безнаказанного преступления бюрократов, изнасиловавших девушку и скрывших насилие убийством. На революцию 1905 года Михаил Арцыбашев откликается рядом повестей и этюдов; для некоторых из них материалом послужили подлинные исторические факты. Так рассказ "Кровавое пятно" написан под впечатлением многочисленных расправ и расстрелов 1905 года. "На белом снегу" дает картину ожесточенной борьбы царской опричнины с революционным движением в Прибалтийском крае. Рассказ "Один день" связан с 9 января 1905 года. В 1907 году Арцыбашев пишет повесть...
    9. Куприн А. И.: Венок на могилу М. П. Арцыбашева
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: Михаил Петрович Арцыбашев. Он родился в Ахтырском уезде, близ Святых Гор, в старой дворянской семье. Первые творческие побуждения влекли его, как и многих русских литераторов, к художественной живописи, и, надо сказать, писанные им портреты, которые мне доводилось видеть, говорили о настоящем даре. Литературное призвание указало ему другую дорогу. Я застал Арцыбашева в Петербурге в начале девятисотых годов. Он уже писал тогда в больших журналах — в «Русском богатстве» и в «Мире Божьем». Уже тогда он смущал и беспокоил редакторов независимостью своих мнений, непохожестью ни на кого из предшественников, упрямой решимостью идти во всех «проклятых» вопросах до конца, до упора, до парадокса. Причиной этих тревожных свойств было отнюдь не желание оригинальничать или пугать непривычную публику. Нет: Арцыбашев сам вечно искал и искренно мучился. Прямолинейная, грубоватая, не ломающаяся и не гнущаяся честность была его главной чертой как в литературе, так и в жизни. Эта черта роднит его с Толстым и Андреевым. После появления «Санина» Арцыбашев узнал и шум обширной известности, и яд недоброжелательства. Но ни то, ни другое не опьянило и не отравило его. Однако мы не можем забыть, какой ливень пошлости, гадостей и глупостей был вылит на голову этого гордого и правдивого человека. Его прямота и мужественная любовь к родине сделали из него одного из самых непримиримых, самых страстных, самых смелых врагов большевизма. Живший до конца 1923 года в Москве, он был так резок, откровенен и неосторожен в своих решительных отзывах о красной власти, что все знавшие его писатели беспокойно каждый день думали: жив ли сегодня Арцыбашев? Судьба хранила его и помогла ему — при необыкновенно опасных и тяжелых условиях — перебраться в Варшаву. Там, работая постоянно в газете «За свободу!», он точно совсем забыл про художественное искусство слова. Но все мы...
    10. Ужас
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    Часть текста: наполнявших ее с ног до головы, ей везде было весело. Все время она болтала о том, как удивительно ей хочется жить и веселиться. Часов в одиннадцать она собралась домой, и провожать ее пошел сам старичок Иволгин. На дворе было темно и сыро. От реки, невидимой за темными, смутными силуэтами изб и сараев, слитых в одну и призрачную, и тяжелую черную массу, дул порывистый, сырой и упругий ветер, и слышно было, как грозно и печально гудели вербы в огородах. На реке что-то сопело, медленно ползло с тягучим нарастающим шорохом и вдруг рассыпалось с странным звоном, треском и всхлипыванием. — Лед тронулся, — сказал Иволгин, с трудом шагая против ветра. Ветер рвал и мотал полы его шинели и юбку Ниночки и откуда-то брызгал в лицо мелкими холодными каплями. — Весна идет! — весело и звонко, как все, что говорила, ответила Ниночка. И действительно, казалось, что во мраке ночи кто-то идет по реке, по воздуху, по ветру. Идет властный, могучий, теплый и сырой. — Вот скоро вы и домой! — сказал Иволгин,...