• Приглашаем посетить наш сайт
    Тютчев (tutchev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1905"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G L M N P Q R S T U V X
    Поиск  
    1. Голдин Владимир: О творчестве Михаила Арцыбашева
    Входимость: 4. Размер: 38кб.
    2. Назаренко Я. А.: Арцыбашев М. ("Литературная энциклопедия", Москва, 1929-1939)
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    3. Сергеев-Ценский С. Н.: Воспоминания (Арцыбашев, Куприн, Андреев, Шмелёв)
    Входимость: 3. Размер: 151кб.
    4. Красовский В. Е.: Арцыбашев М. П. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    5. Арцыбашев М. П. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    6. Ужас
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    7. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    8. Тени утра. Глава XIV
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    9. Измайлов А. А.: Банкротство идеалов
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    10. Амфитеатров А. В.: М. П. Арцыбашев
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    11. Пильский Петр: М. Арцыбашев
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    12. Шевченко Евгений: М. П. Арцыбашев. Биографические сведения
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    13. Грачева А. М.: Арцыбашев М. П.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    14. Прокопов Тимофей: Жизни и смерти Михаила Арцыбашева
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    15. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Голдин Владимир: О творчестве Михаила Арцыбашева
    Входимость: 4. Размер: 38кб.
    Часть текста: на литературном поле Владимира Петровича Санина. Кто такой Санин и откуда он взялся? Это не праздный вопрос. Действительно, откуда? Если «Приехал он к вечеру и так спокойно вошёл в комнату, как будто вышел из неё пять минут тому назад». При этом в поле зрения читателя он представлен как человек уже со сложившимся характером, который «под влиянием первых столкновений с людьми и природой слагается», то есть Владимир Санин сформировался, как личность «вне семьи». Интрига в романе Арцыбашева «Санин» заложена с первой страницы. Этой интригой, как бациллой, уже заражен читатель и самые близкие родственники героя: мать, Мария Ивановна и сестра Лида. Восторженность восприятия героя после первых признаний Санина близким людям начинает гаснуть, затем переходит в настороженность и, наконец, в разочарование. Внешне Санин вежливый молодой человек, «мягок и внимателен», пышущий здоровьем, но после короткого рассказа о себе у сестры «неуловимая струйка холода уже прошла в её сердце», а «мать тоже чувствовала что-то тягостное». Санин постоянно чувствует в себе какое-то превосходство над окружающими его людьми. Откуда это? Может быть, от больших успехов в каком-то одном из родов человеческой деятельности? Но нет, он сам признается, что «жизнь бросала его из стороны в сторону, как много ему приходилось голодать, бродить, как он принимал рискованное участие в политической борьбе и как бросил это дело, когда оно ему надоело». Как видим, никакой успешной деятельности, которая бы выделила его из общей людской массы, у Санина не было. Да и перспективы на будущие годы жизни у него не существовало. На вопрос матери: «Да как же ты жить будешь?» - ответил, улыбаясь: «Как-нибудь!» Перед читателем вырисовывается человек неопределённых занятий с неопределёнными установками на перспективу жизни. Выражаясь современным языком Санин – это бомж,...
    2. Назаренко Я. А.: Арцыбашев М. ("Литературная энциклопедия", Москва, 1929-1939)
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    Часть текста: "У последней черты". Кроме того Арцыбашев написал несколько пьес - "Ревность", "Война". В революцию 1917 года Михаил Арцыбашев выступил в качестве публициста ("Записки писателя"), после Октября он эмигрировал за границу, где стал одним из злейших врагов советской власти. Начальная литературная деятельность Арцыбашева окрашена в розовый цвет либерализма и даже некоторого протеста против общественных условий, строго регламентированных полицией. В рассказе "Паша Туманов" дается картина мучений юноши, затравленного школой. Близки к этому герою-протестанту - бунтари: Саша ("Бунт"), Куприян ("Конокрад"), Доктор ("Смех"). Все они не могут преодолеть гнусно-лживую, под личиной лицемерного порядка и обывательского благополучия, животно-грубую жизнь. В рассказе "Ужас" Арцыбашев наряду с бунтом индивидуалиста против зла и добра, ужасов и кошмаров жизни, дает и бунт рабочих против безнаказанного преступления бюрократов, изнасиловавших девушку и скрывших насилие убийством. На революцию 1905 года Михаил Арцыбашев откликается рядом повестей и этюдов; для некоторых из них материалом послужили подлинные исторические факты. Так рассказ "Кровавое пятно" написан под впечатлением многочисленных расправ и расстрелов 1905 года. "На белом снегу" дает картину ожесточенной борьбы царской опричнины с революционным движением в Прибалтийском крае. Рассказ "Один день" связан с 9 января 1905 года. В 1907 году Арцыбашев пишет повесть "Человеческая...
    3. Сергеев-Ценский С. Н.: Воспоминания (Арцыбашев, Куприн, Андреев, Шмелёв)
    Входимость: 3. Размер: 151кб.
    Часть текста: (Арцыбашев, Куприн, Андреев, Шмелёв) Воспоминания «Братья писатели! В вашей судьбе что-то лежит роковое.» Роковое лежало и в самой организации психики писателей. Мне могут сказать конечно докторальным тоном: если писатели заболевали алкоголизмом, их просто гнусная среда заедала. Почему же она заедала их, именно их? Почему она не заела, скажем, Льва Толстого или Чехова? Чехов был болен туберкулезом, но не алкоголизмом, как Куприн, Андреев, Помяловский, Ник[олай] Успенский и очень многие другие русские писатели. А психич[ески] больн[ыми] были и Гоголь, и Гаршин, и Глеб Успенский, и Писарев, и другие. И этого не только не нужно замалчивать, но, напротив, об этом надобно помнить и каждому литературному критику и каждому, кто желает посвятить себя литературной деятельности, как профессионал, так как профессия писателя-художника чрезвычайно трудна, требует огромной впечатлительности, огромных знаний, большого напряжения фантазии и чисто артистической способности перевоплощаться во все выводимые в том или ином произведении лица. Как правило, писатель алкоголик много страниц отводит описанию кутежей во всех их подробностях, а злоупотребляющего курением никогда не попадается персонажа без папиросы во рту. Эпилептик Достоевский неоднократно выводил эпилептиков, а так как он вечно нуждался в деньгах, то эту свою особенность он передал большей половине действующих лиц своих романов: везде у него “бедные люди” (вожделения которых, впрочем, не идут дальше “трех тысяч”). Писатель Арцыбашев, имевший большое влияние на молодежь своего времени, писал только по вечерам, после обеда. Обыкновенно с четырех ...
    4. Красовский В. Е.: Арцыбашев М. П. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    Часть текста: "Новый путь", "Образование", "Современный мир". С 1909 г. А. публиковал основные свои произведения в сборниках "Земля". Поддерживал дружеские или близкие отношения с А. И. Куприным, В. В. Муйжелем, Д. Я. Айзманом, Б. А. Лазаревским, А. Р. Крандиевской и др. писателями. Крайне враждебно относился к М. Горькому и Л. Н. Андрееву. А. пытался стать организатором литературной жизни, был инициатором ряда издательских предприятий, в частности сборника "Жизнь" (1908), который, по мысли А., должен был идейно и художественно противостоять горьковскому "Знанию". Характерные черты личности А. - амбициозность, фрондерство, претензии на роль "вероучителя" молодых писателей. Своей целью считал борьбу с "литературными генералами", стремился создать школу "независимых" литераторов: в 1905--1906 гг. А. был вдохновителем быстро распавшегося "кружка бьющих" (В. В. Муйжель, А. С. Рославлев, А. П. Каменский и др.). Кружок А. ничем не проявил себя в литературной жизни. В первой половине 1907 г., став редактором художественного отдела журнала "Образование", А. вновь безуспешно пытался сплотить близких ему писателей. Неудачи А. объясняются...
    5. Арцыбашев М. П. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Арцыбашев М. П. (Энциклопедия Кругосвет) АРЦЫБАШЕВ, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1878–1927), русский писатель. Родился 24 октября (5 ноября) 1878 на Украине. Его первый рассказ Паша Туманов был опубликован в 1901. Как и во многих других произведениях реалистической школы, российская жизнь изображается в его сочинениях с нарочитой откровенностью. После поражения революции 1905 года в творчестве Арцыбашева возобладал крайне пессимистический настрой. В 1907 он опубликовал свой первый законченный роман Санин , стяжавший ему всероссийскую писательскую славу. Не лишенный своеобразной глубины и живописной яркости, роман, однако, сводится к неприкрытому смакованию зрелища общественного упадка, болезненно гипертрофированным картинам преступлений и сексуальной распущенности. Среди других произведений Арцыбашева заслуживают отдельного упоминания повесть Рабочий Шевырев , роман У последней черты и пьесы Ревность и Война. Арцыбашев был выдворен из России в 1923. Его романы зачастую конфисковывались как безнравственные. Умер Арцыбашев в Варшаве 3 марта 1927. Литература Арцыбашев М. Собрание сочинений , тт. 1–10. СПб, 1912–1916 Воровский В. Базаров и Санин: Два нигилизма . – В кн.: Воровский В. Литературно-критические статьи. М., 1956 Чуковский К. У последней черты . – В кн.: Чуковский К. Собрание сочинений, тт. 1–6. М., 1969 Арцыбашев М. Санин . М., 1988 Арцыбашев М. Комья грязи на лике святого . – Наш современник, 1989, № 5
    6. Ужас
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    Часть текста: и упругий ветер, и слышно было, как грозно и печально гудели вербы в огородах. На реке что-то сопело, медленно ползло с тягучим нарастающим шорохом и вдруг рассыпалось с странным звоном, треском и всхлипыванием. — Лед тронулся, — сказал Иволгин, с трудом шагая против ветра. Ветер рвал и мотал полы его шинели и юбку Ниночки и откуда-то брызгал в лицо мелкими холодными каплями. — Весна идет! — весело и звонко, как все, что говорила, ответила Ниночка. И действительно, казалось, что во мраке ночи кто-то идет по реке, по воздуху, по ветру. Идет властный, могучий, теплый и сырой. — Вот скоро вы и домой! — сказал Иволгин, только для того, чтобы сделать приятное милой девушке, такой молодой, такой веселой, доброй и нежной, всегда возбуждавшей в его старом сердце особенное и теплое, и радостное, и грустное чувство. — Да, теперь, слава Богу, скоро уже! — отворачиваясь от ветра, прокричала Ниночка, и голос ее радостно и сладко вздрогнул. Они прошли темную и мокрую улицу ...
    7. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: (вариант 3) Арцыбашев Михаил Петрович (1878–1927) - русский писатель, драматург, публицист. Родился 24 октября (5 ноября) 1878 на Украине. Мать происхождения польского. Отец служил в гвардии, а позднее был исправником в Ахтырке, с которой связаны все молодые "впечатления бытия" Арцыбашева. Почти во всех его произведениях фигурирует один и тот же утонувший в зелени садов южнорусский городок на живописной реке, с красивым монастырем за этой рекой, с уютным бульваром, по которому ходит жизнерадостная молодежь. И свежесть молодых впечатлений так велика, что совершенно исчезает отпечаток серой обыденщины, с которой связывается обыкновенно представление об уездном городишке. Мастер пейзажа, Арцыбашев всего чаще описывает солнечные поля и красивые леса, окружающие Ахтырку. Гимназическое учение Арцыбашев не пошло дальше V класса. Некоторое время учился он в харьковской школе живописи. Попытка попасть в Академию Художеств не удалась из-за отсутствия аттестата, но дилетантски Арцыбашев продолжал и продолжает заниматься живописью. Писать начал очень рано, 16 лет, в провинциальных газетах; в 1901 году поместил в "Мире Божьем" очерк "Паша Туманов", в 1902 году в "Русском Богатстве" - большой рассказ из народной жизни: "Куприян". Его первый рассказ Паша Туманов был опубликован в 1901. Как и во многих других произведениях реалистической школы, российская жизнь изображается в его сочинениях с нарочитой откровенностью. После поражения революции 1905 года в творчестве Арцыбашева возобладал крайне пессимистический настрой. В 1907 он опубликовал свой первый законченный роман Санин, стяжавший ему всероссийскую писательскую славу. Не лишенный своеобразной глубины и живописной яркости, роман, однако, сводится к неприкрытому смакованию зрелища общественного упадка, болезненно гипертрофированным картинам преступлений и сексуальной распущенности. Среди других произведений...
    8. Тени утра. Глава XIV
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: и нудно стоять. От бессонной ночи, недавней болезни и тяжелой тревоги слабость проходила по всему телу и тихо кружила голову с горячими, потными висками. Она стояла на углу улицы, в короткой и душной тени, и поверх голов проходящих людей напряженно смотрела в сторону вокзала. На его широком подъезде, раскаленном солнцем, стояли носильщики в белых фартуках и поднимались и спускались люди. Быстро подъезжали извозчики и медленно отъезжали. Над фронтоном высоко круглились часы и как будто наблюдали строго и точно за всем, что происходило на площади. Доре казалось, что она всегда стоит тут и всегда смотрит на эти часы, на сверкающие на солнце белые фартуки носильщиков, на широкие каменные ступени. Старое, давно знакомое здание вокзала как будто отделилось от всего мира и стояло тяжелое и зловещее. И если бы Дора даже захотела, она не могла бы уже оторвать от него своих воспаленных и напряженных до боли глаз. Оно давило ее. Тупая тревога все росла и росла в груди. Было жарко, но под сердцем стоял холод и колени дрожали мелкой, мучительной дрожью. Это было незаметно, но Доре казалось, что эта дрожь должна кидаться всем в глаза, как уродливая судорога. Вокруг нее дробились, путались и звенели тысячи разнообразных, ярких звуков, то поднимаясь, то падая, как волны; но они незаметно, бледно входили в сознание Доры, а каждый тихий, непонятный звук предостерегающе ярко врезался в мозг, вызывая острые толчки в сердце и липкий, холодный пот на раскаленных висках. Люди шли и шли, и тысячи незаметных пестрых лиц мелькали в глазах. Иногда это было так мучительно, что ей хотелось опрометью убежать отсюда на край света, броситься на кровать лицом к стене в тихой, как норка, комнате и долгие часы, всю жизнь видеть перед собою только простенькие, пестренькие обои....
    9. Измайлов А. А.: Банкротство идеалов
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    Часть текста: и рабыней Агамемнона, Ахиллом и псом. Один и тот же Гоголь проникал в душу сухаря Плюшкина и непомерного Ноздрева. Пушкин написал "Скупого рыцаря", но не удивил бы и драмой расточителя. Шекспир одинаково гениально постигал и развратника, и девственницу, и деспота на престоле, и Гамлета. Всякий поэт - Протей, но личная психология, субъективное мировоззрение иногда сквозят через десятки его созданий. Оскар Уайльд всегда - только протестант против сложившегося общественного уклада. Толстой - все тот же Толстой в Иртеньеве, Неклюдове, Оленине, Вронском, Безухове. Своею борьбою, сомнением, экстазами, болезненными извивами Достоевский наградил всех своих героев. Никогда не бывший убийцею, он превращался в убийцу и постигал Раскольникова, но философия смирения, к какой приходит Раскольников в конце, есть целиком психология самого Достоевского. Так художники меняют свою кожу, свои формы, но в них всегда бьется одно "свое" сердце, - сердце вещего старца Протея. Правильность живописного рисунка определяют по тому, сводятся ли все линии, как радиусы, в одну точку. Определяйте совершенство художника по единству его души, разлитой во всех его книгах. У него могут быть различный до полной противоположности человеческие фигуры. Он может превращаться в мужчин и женщин, старцев и молодых, скупцов и расточителей, но он никогда не вывернет своего мировоззрения наизнанку. Как смешно было бы...
    10. Амфитеатров А. В.: М. П. Арцыбашев
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: И, когда выпадали пустые недели, мы оба тревожились и посылали друг другу спешные запросы: почему молчите? что с вами? А между тем, на чужой взгляд, в дружбе нашей многое может и даже должно показаться странным. Начать с того, что она была исключительно письменная. Лично мы с М. П. Арцыбашевым виделись только однажды, двадцать два года тому назад, на вечеринке у писателя Свирского (ныне, увы, большевика) в Петербурге. Да и то лишь видели друг друга, а беседы между нами тогда не вышло. Дружба поздняя и неожиданная. Потому что к предреволюционному беллетристическому творчеству Арцыбашева, за немногими исключениями ("У последней черты"), я относился очень отрицательно и неоднократно писал против него резко. Особенно в период "Санина". Много лет я считал Арцыбашева писателем очень опасным и вредным для русского молодого поколения, которое им увлекалось чуть не поголовно. Да и теперь считаю, что, может быть, лучше было бы, если бы некоторые произведения его пера остались в его письменном столе неопубликованными. Пять лет тому назад я сказал бы: ненаписанными. Но теперь, изучив душу Арцыбашева в постоянной переписке, я слишком хорошо понимаю, что это пожелание было бы неразумным и неисполнимым. То, что однажды вступало в мысль Арцыбашева и начинало волновать и жечь его душу, он должен был написать, не мог он того не написать, почел бы нечестным не написать. А писать он умел только прямо и честно перед самим собою, первым и главным своим критиком, пожалуй, даже единственным, для него вполне авторитетным. Прямо и честно, то есть доводя развитие каждой овладевавшей им идеи безуклонным логическим ходом до конца, как бы он ни был неприятен, как бы ни был неудобен в условных соображениях...