• Приглашаем посетить наш сайт
    Крылов (krylov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1878"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G L M N P Q R S T U V X
    Поиск  
    1. Биография (вариант 3)
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    2. Арцыбашев М. П. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    3. Жгучий вопрос
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    4. Гиппиус З. Н.: "По Арцыбашеву"
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    5. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    6. Назаренко Я. А.: Арцыбашев М. ("Литературная энциклопедия", Москва, 1929-1939)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    7. Шевченко Евгений: М. П. Арцыбашев. Биографические сведения
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    8. Венгеров С.: Арцыбашев (Словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.))
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    9. Грачева А. М.: Арцыбашев М. П.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    10. Шулятиков В. М.: Неаристократическая аристократия
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    11. Красовский В. Е.: Арцыбашев М. П. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    12. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Биография (вариант 3)
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    Часть текста: Мать происхождения польского. Отец служил в гвардии, а позднее был исправником в Ахтырке, с которой связаны все молодые "впечатления бытия" Арцыбашева. Почти во всех его произведениях фигурирует один и тот же утонувший в зелени садов южнорусский городок на живописной реке, с красивым монастырем за этой рекой, с уютным бульваром, по которому ходит жизнерадостная молодежь. И свежесть молодых впечатлений так велика, что совершенно исчезает отпечаток серой обыденщины, с которой связывается обыкновенно представление об уездном городишке. Мастер пейзажа, Арцыбашев всего чаще описывает солнечные поля и красивые леса, окружающие Ахтырку. Гимназическое учение Арцыбашев не пошло дальше V класса. Некоторое время учился он в харьковской школе живописи. Попытка попасть в Академию Художеств не удалась из-за отсутствия аттестата, но дилетантски Арцыбашев продолжал и продолжает заниматься живописью. Писать начал очень рано, 16 лет, в провинциальных газетах; в 1901 году поместил в "Мире Божьем" очерк "Паша...
    2. Арцыбашев М. П. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Арцыбашев М. П. (Энциклопедия Кругосвет) АРЦЫБАШЕВ, МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (1878–1927), русский писатель. Родился 24 октября (5 ноября) 1878 на Украине. Его первый рассказ Паша Туманов был опубликован в 1901. Как и во многих других произведениях реалистической школы, российская жизнь изображается в его сочинениях с нарочитой откровенностью. После поражения революции 1905 года в творчестве Арцыбашева возобладал крайне пессимистический настрой. В 1907 он опубликовал свой первый законченный роман Санин , стяжавший ему всероссийскую писательскую славу. Не лишенный своеобразной глубины и живописной яркости, роман, однако, сводится к неприкрытому смакованию зрелища общественного упадка, болезненно гипертрофированным картинам преступлений и сексуальной распущенности. Среди других произведений Арцыбашева заслуживают отдельного упоминания повесть Рабочий Шевырев , роман У последней черты и пьесы Ревность и Война. Арцыбашев был выдворен из России в 1923. Его романы зачастую конфисковывались как безнравственные. Умер Арцыбашев в Варшаве 3 марта 1927. Литература Арцыбашев М. Собрание сочинений , тт. 1–10. СПб, 1912–1916 Воровский В. Базаров и Санин: Два нигилизма . – В кн.: Воровский В. Литературно-критические статьи. М., 1956 Чуковский К. У последней черты . – В кн.: Чуковский К. Собрание сочинений, тт. 1–6. М., 1969 Арцыбашев М. Санин . М., 1988 Арцыбашев М. Комья грязи на лике святого . – Наш современник, 1989, № 5
    3. Жгучий вопрос
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: статья г. Пешехонова, того самого, который когда-то писал, что он "очень гордится своим советским паспортом". Пешехонова немедленно подхватили многие из тех, кого я окрестил "ультрафиолетовыми", а эсеровские "Дни" присосались к этой теме так жадно, что вот уже, кажется, третью неделю не могут от нее оторваться. А в заключение выступил М. Осоргин, который заявил о своем полнейшем "созвучии" с г. Пешехоновым и, со свойственным ему ерничеством, ехидно смеется и над непримиримостью, и над ссылками на Герцена, и над "пафосом" не желающих вернуться в Совдепию.  2 Я долго молчал, наблюдая всю эту суету. Молчал потому, что для меня лично вопроса о возвращении в советскую Россию просто не существует. Молчал бы и дальше, если бы, как то и следовало ожидать, все эти толки не вызвали в измученной, исстрадавшейся эмигрантской массе известного движения и ко мне не посыпались письма читателей все с тем же "жгучим вопросом": можно ли еще чего-нибудь ждать и не является ли дальнейшее упорство бессмысленным? А так как я давно сказал, что пишу не для руководящих верхушек, а именно для читательской массы, то на ее вопросы я должен ответить. Но прежде...
    4. Гиппиус З. Н.: "По Арцыбашеву"
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: обожанием Горького и Андреева, - появился молодой Арцыбашев. Одна из его первых вещей, обративших на себя внимание, была "Смерть Ланде" в "Журнале для всех" (Миролюбова). Этот журнал в те годы очень "современничал", претендовал, с одной стороны, на демократизм (был вовсе не "толстый журнал", выходил синенькими тетрадками), а с другой - щеголял самой "последней" беллетристикой, там Л. Андреев напечатал даже свой знаменитый рассказ "В тумане", столь же знаменитый, сколько противный: о гимназисте, всадившем кухонный нож в живот проститутки. "Смерть Ланде" Арцыбашева - был рассказ "современный", т. е. по-современному написанный, но выделявшийся на фоне тогдашней современности прелестной своей свежестью, нежностью (да, вот это очень помню, именно - нежностью) и какой-то, уже ставшей для нас непривычной, - осмысленностью. В литературной среде поднимались споры об этом рассказе и об Арцыбашеве. В нем находили отдаленно-родственные черты с Достоевским: Ланде мог бы быть, как сказал кто-то, внучатным племянником князя Мышкина. Что молодой новый писатель талантлив - не сомневался никто. Мы радовались: не поможет ли нам он косвенным путем, поставить Л. Андреева на свое место. Горький уже был тогда на ущербе, и давненько не заявляли мне разные студенты, что идут жить "по Горькому", поступают в "босяки". Во время этих разговоров о новом писателе, кто-то начал строить пессимистические предположения: вот увидите, пройдет...
    5. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: Мать имела польские корни. Отец служил в гвардии, а позднее работал уездным начальником полиции. Писатель очень любил тихую и малолюдную Ахтырку и ежегодно приезжал сюда на лето, несмотря на то, что именно в этом городе с ним, тогда ещё шестнадцатилетним юношей, произошло трагическое событие: он пытался застрелиться. Произошло это на почве тяжелой семейной драмы. Положение молодого человека было тяжёлым, почти безнадёжным: в рану попали частицы одежды, и врач опасался заражения крови. Будущий писатель выжил, но это был уже не прежний мечтательный юноша, а повзрослевший, замкнувшийся в себе человек. Результатами попытки самоубийства стали три месяца болезни, подорванное на всю оставшуюся жизнь здоровье и решение никогда и ни за что в себя не стрелять. Осенью того же года Арцыбашев, с детства серьёзно увлекавшийся живописью, уехал учиться в Харьковскую школу рисования. Современник будущего писателя вспоминал, что новый ученик был « наружности оригинальной: длинные чёрные волосы, чёрная борода, мертвенно-зелёный цвет лица, худой и сутулый, в чёрной русской косоворотке — ходячий мертвец ». Однако пробыл ...
    6. Назаренко Я. А.: Арцыбашев М. ("Литературная энциклопедия", Москва, 1929-1939)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: "Война". В революцию 1917 года Михаил Арцыбашев выступил в качестве публициста ("Записки писателя"), после Октября он эмигрировал за границу, где стал одним из злейших врагов советской власти. Начальная литературная деятельность Арцыбашева окрашена в розовый цвет либерализма и даже некоторого протеста против общественных условий, строго регламентированных полицией. В рассказе "Паша Туманов" дается картина мучений юноши, затравленного школой. Близки к этому герою-протестанту - бунтари: Саша ("Бунт"), Куприян ("Конокрад"), Доктор ("Смех"). Все они не могут преодолеть гнусно-лживую, под личиной лицемерного порядка и обывательского благополучия, животно-грубую жизнь. В рассказе "Ужас" Арцыбашев наряду с бунтом индивидуалиста против зла и добра, ужасов и кошмаров жизни, дает и бунт рабочих против безнаказанного преступления бюрократов, изнасиловавших девушку и скрывших насилие убийством. На революцию 1905 года Михаил Арцыбашев откликается рядом повестей и этюдов; для некоторых из них материалом послужили подлинные исторические факты. Так рассказ "Кровавое пятно" написан под впечатлением многочисленных расправ и расстрелов 1905 года. "На белом снегу" дает картину ожесточенной борьбы царской опричнины с революционным движением в Прибалтийском крае. Рассказ "Один...
    7. Шевченко Евгений: М. П. Арцыбашев. Биографические сведения
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: своими сестрами. У М. П. рано появилась склонность и к рисованию, которым он очень увлекался в гимназии. Выйдя из гимназии, М. П. Арцыбашев поступил в школу живописи в Харькове. Занимаясь рисованием, М. П. Арцыбашев начал и писать, причем несколько разсказов, когда ему было всего лишь 15 лет, было напечатано в харьковской газете "Южный Край". Один из этих разсказов, под заглавием "Ночь", был впоследствии включен в сборник "Этюды". В 16 лет М. П. Арцыбашев написал большой роман под заглавием "Юрий Сварожич", который напечатан не был, но главный герой котораго послужил прообразом Юрия Сварожича в "Санине". Школа живописи не удовлетворяла М. П. Арцыбашева и он бросил ее перед самыми выпускными экзаменами, уехав в Петербург, чтобы там поступить в Академию Художеств. В Петербурге, однако, М. П. Арцыбашев, всилу как раз в это время измененнаго устава, в Академию не попал и остался совершенно без средств, существуя рисованием каррикатур в различных петербургских юмористических журналах. В это время в нем снова возникло стремление к литературе. В 1900 г. редакцией "Русскаго Богатства" был принят к напечатанию в журнале разсказ М. П. Арцыбашева "Паша Туманов", который, как известно, был из'ят из книги журнала по требованию цензуры. В 1902 г. М. П. Арцыбашев, на основе ранее написаннаго романа "Юрий Сварожич" написал "Санина". Роман был принят "Миром Божиим". Куприн и Богданович признали его высокохудожественную ценность, но не нашли возможным его печатать по цензурным условиям. "Санин" пролежал до 1907 года. За это время М. П. Арцыбашевым был помещен - в 1901 г. в "Мире Божием" разсказ "Подпрапорщик Гололобов", "Смех" и др. В 1904 г. в Миролюбовском "Журнале для Всех" был напечатан разсказ "Смерть Ланде", давший М. П. Арцыбашеву уже известность в литературных кругах. После...
    8. Венгеров С.: Арцыбашев (Словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.))
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: Мастер пейзажа, А. всего чаще описывает солнечные поля и красивые леса, окружающие Ахтырку. Гимназическое учение А. не пошло дальше V класса. Некоторое время учился он в харьковской школе живописи. Попытка попасть в Академию Художеств не удалась из-за отсутствия аттестата, но дилетантски А. продолжал и продолжает заниматься живописью. Писать начал очень рано, 16 лет, в провинциальных газетах; в 1901 году поместил в "Мире Божьем" очерк "Паша Туманов", в 1902 году в "Русском Богатстве" - большой рассказ из народной жизни: "Куприян". Литературное имя А. составил себе повестью "Смерть студента Ланде", напечатанной в "Журнале для всех" 1904 год. Огромную, хотя и крайне сомнительную известность доставил А. его роман "Санин", напечатанный первоначально в "Современном Мире" 1907 года, а затем быстро разошедшийся в отдельном издании. 2-е издание было конфисковано, и автор привлечен к уголовной ответственности за порнографию. Переведенный на многие иностранные языки, "Санин" всюду имел сенсационный успех. В Германии он тоже вызвал судебное...
    9. Грачева А. М.: Арцыбашев М. П.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: после болезни оглох на одно ухо, в дальнейшем заболел туберкулезом. Бросил учиться после 5-го класса гимназии. В 16 лет пытался покончить жизнь самоубийством. В 1895-1897 работал письмоводителем у земского агента. В 1897-1898 учился в Харькове в Школе рисования и живописи. В 1898 приехал в Петербург поступать в Академию художеств, но не смог поступить из-за отсутствия гимназического аттестата. Остался в Петербурге, бедствовал, получая средства к существованию за счет рисования карикатур в бульварных газ., написания обзоров худож. выставок и выигрышей на бильярде. В 20 лет женился по страстной любви, но из-за несходства характеров через 3 года развелся. Началом своей литературной карьеры Арцыбашев считал публикацию рассказа «Паша Туманов» (1901), сюжетом которого было убийство директора исключенным гимназистом. Рассказ был создан под воздействием идей позднего Л. Толстого. В нем заявлена одна из главных антиномий художественного мышления Арцыбашева: «естественное» — истинное, кем-то установленное — ложное. Влияние Толстого присутствует в рассказах «Кровь» (1903), «Подпрапорщик Гололобов» (1902) и др. Конец раннего этапа творчества Арцыбашев — повесть «Смерть Ланде» (1904). Типологически образ студента Ивана Ланде восходит к образу князя Мышкина. В этом персонаже Арцыбашев воплотил все лучшее, что он ценил в христианстве. Гибель героя-праведника знаменовала отход Арцыбашева от толстовской нравственной доктрины и осознание им исчерпанности исторической роли христианства. Революция 1905 изменила тематику и настрой произведений Арцыбашева. Он художественно исследовал неизбежность вовлечения масс в мировые катаклизмы, когда человек становился и творцом, и жертвой истории (рассказы «На белом снегу», «Кровавое пятно», «Мужик и барин», «В деревне» ...
    10. Шулятиков В. М.: Неаристократическая аристократия
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    Часть текста: исключительно свою "освободительную" миссию. В то же время устами своих идеологов, в роде гг. Струве 65 и Бердяевы 66 , она слагает славословия "аристократической" цивилизации и аристократии, как носительнице "культурных идеалов", предавая анафеме "убожество" буржуазно-демократической психики и буржуазно-демократического творчества в области идеологии. Получается радикальное противоречие, которое, по-видимому, можно объяснить себе только в том случае, если идеологию признать совершенно независимой от "подпочвы". Раз, на самом деле, подобная точка зрения верна, раз идеологическое творчество представляет собою самодовлеющую ценность, то становится вполне понятным, каким образом, нисколько не изменяя самому себе, своим враждебным чувствам к "феодализму", буржуазное общество может делать "культурные" заимствования у своего противника... Итак, идеологии возвращается ореол, который окружал ее до того момента, как экономический материализм предпринял свою разрушительную критическую работу. Господа, сторонники традиционной оценки искусства, не правда ли: на вашей улице праздник? Да еще какой! Вага неприятель отнимал у вас одну позицию за другой, вам приходилось последовательно расписываться в собственном банкротстве... и вдруг все труды неприятеля обращаются в ничто. Но мы все-таки подадим вам благой совет: не спешите торжествовать. Вопрос не так прост, как с первого взгляда может показаться. Отрешив буржуазии от собственной культуры и усвоение ею культуры,...